lena_lena: (Default)
[personal profile] lena_lena
В сообществе бесполезных вопросов появилось интересное наблюдение:
"Последнее время очень распространилось обращение к посторонним "уважаемые" без добавления "господа", "товарищи", "пассажиры" и т.п. Говорят и пишут так везде: в электричках продавцы барахла, в интернете, начиная пост, артисты разговорного жанра, обращаясь к публике. Мне почему-то оно режет и глаз, и слух, как будто уголовщиной от него пахнет, - не феня, но недалеко ушло. Это мне кажется? В чем тут дело?"
Какие наблюдательные граждане, глаз и слух им режет совсем недаром.

...Одно время я жила рядом с "плохим" районом, уже писала про него - Обесиня назывался(ну, вообще-то "Абиссиния", но никто из тамошних жителей слова такого не знал, поэтому фонетика самоназвания попроще была - Обесиня. Потому, что там все время "синие").
Это был настоящий "плохой" район, вот как в фильме про Южный Централ, только не в мире волчьих законов чистогана, а в самой гуманной стране мира - это были советские времена, самые благополучные причем, вершина социалистического периода. Если конечно слово "вершина" может употребляться к чахлому плато, которое обычно называют застой... Народ там жил всякий, от полуграмотных рабочих заводов, которые посбегались в индустриальный город из умирающих деревень еще в голодные предвоенные и послевоенные времена, и стояли в очередь на жилье - сначала на барак, и только потом, в следующей очереди на квартиру - вместе с чадами своими и домочадцами, до неучтенных советской властью, беглых, беспаспортных крестьян и полукриминальных элементов(а иногда и откровенно криминальных), тоже с чадами и домочадцами (обычно очень многочисленными) - жилища(вот домами их нельзя назвать) были построены их чего попало - -- листы фанеры, железа, дерева, камыш и солома, кое как заполняли каменные или деревянные каркасы... Очень удачно было стырить с завода фанерную коробку от двигателя корабля - это была просто шикарная жилплощадь, трехкомнатная, а каменные дома были роскошью...
А железная дорога, вдоль которой находился поселок была и кормилицей - источником продуктов и стройматериалов, и заработка, она же заметала следы темных делишек жителей... Наркотики из мака, самодельные, без всяких там модных примочек продавались на каждой улице, все знали где, а самогон гнали практически в каждой хибарке... Я училась в школе с детьми из Обесини - признаки деградации(не только моральной , но и физической) были у многих, а очень многих моих одноклассников уже давно нету в этом мире...
...Однажды я хотела срезать путь к своей музыкальной школе, которая находилась на краю этой дикой африканской страны, и заблудилась. И это было шоком для меня, все, что я увидела так отличалось от того, что я видела в телевизоре, от того, что я привыкла видеть рядом с собой - эти дома, эту нищету, бедность, жуткие лица - пропитые, беззубые, в алкогольном бреду или наркотической прострации - это было очень страшно, правда. И еще раз мы с классом ходили собирать туда металлолом(я стеснялась отказаться) - местные знали куда вести, а сбор металлолома представлял собой просто воровство частей забора, сараев и, оставленных на улице, вещей. Я лично помню, что тащила цинковое корыто(азарт металлоискателя доставил мне радость), которое я нашла на улице - наши ребята навалили туда кучу всякой проволоки, чайник и сковородку...
И только дома, когда я очутилась в нормальной, человеческой обстановке, мне пришло в голову, что это обыкновенное воровство, самая, что ни на есть бытовая кража - но этот извращенный, искривленный мир искривлял сознание каждого, кто туда попадал - параллельное пространство.
Приличной девочке из хорошей семьи ходить туда запрещалось - считалось, что ТАМ законы государственные и человеческие перестают действовать и может быть что угодно(и что угодно периодически случалось)... Я вот запомнила, как один мальчик, на класс младше, нашел то-ли пулю какую, то ли снаряд и его разорвало на части, все ходили его хоронить - но некоторые дети, очевидцы событий, уточняли, что не на части, а только "живот разворотило и кишки повылазили", с подробностями описывая увиденное...
Да что там, приличной девочке - милиция отправлялась туда только в самом крайнем случае - видимо, считалось, что Абиссиния, как любой организм в естественном отборе, сам будет себя регулировать.
Я не знаю, почему советская власть допускала существование такой клоаки, но Абиссиния существовала вполне успешно и продолжает существовать, хотя влияние рынка и волчьих законов чистогана производит свое очищающее влияние и стало гораздо лучше - есть собственность, паспорта.
Сейчас это просто криминогенный район в рамках средней статистики.
..Да нет, все-таки я могу сказать почему советская власть допускала существование такой клоаки, но это уже совсем другая история...

...так вот, к чему я веду... Там жили очень вежливые люди(сейчас это прилагательное играет новыми красками, но все-таки видимо из той же палитры) - они никогда не ругались матом в не приспособленных для этого местах и компании. Подземный мир не пересекался с миром обыкновенным - как приличной девочке не стоило шастать по Абиссинии одной, так и абиссинец должен был маскироваться вне абиссинских пределов под приличного человека.
Имея определенный опыт, они всегда "отвечали за базар", в отличие от хипстеров, которые просто хотя быть большими и не ведают, что несут, у этих, многое повидавших, людей многие матерные слова имели вполне конкретную смысловую нагрузку, за которую надо нести ответственность("отвечать за базар") и как бы никого не обидеть, их лучше не говорить лишний раз. В речи вежливых людей были свои особенности, помню такие:
-- почему-то они никогда не говорили "спасибо". А только "благодарю".
-- ну, все знают, что никогда нельзя говорить "садитесь"(это слово имеет скрытый болезненный смысл), а только "присаживайтесь"
-- к человеку надо обращаться "уважаемый/"уважаемая"(проявление уважение в такой среде обязательно для выживания, а "товарищем" может быть или милиционер или тамбовский волк, а "женщина" или "девушка" имеет уже половой подтекст, "мужчина" же вообще лучше не говорить лишний раз, как бы чего не подумали, "дед" и "батя" допускается)
И тому подобное, читатели в комментариях могут добавлять вежливые обороты, если они их знают. А анекдоты и рисунки мы регулярно видим в новостях от первых(вторых и третьих...) лиц.

Вот именно это явление и приметили наблюдательные граждане, когда от политики до шоубиза, на шестой части суши распространяется вот эта вся зоновская эстетика, понятия и прочее -- и это режет глаз и слух нормальному человеку.
Некоторым настолько, что хотят что-то изменить и убежать подальше. А некоторых устраивает. В личной жизни, в общественной, в политической.
Мир контрастов. Хорошо бы, чтобы никак не пересекаться. А еще лучше отгородиться.
Пока не получается.

Date: 2016-11-29 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
А вы не заметили, что на рос. ТВ и в фильмах уже давно никто никогда не говорит - садитесь. Только присаживайтесь. Всегда.
Похоже, что "неприятный смысл" уже всех заразил, даже тех, у кого никто не сидел (если такие есть).

Date: 2016-11-29 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Конечно. Это становится культурной традицией.
А язык.. ну, вот язык это вообще, вот эти протяжные, узкие гласные..это деревенский говор - уже даже в телевизоре.
Русский язык нуждается в защите! - это мы им говорим:)

Date: 2016-11-29 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
Поздно уже защищать. Никакого чутья, чувства языка нет... в фильмах просто ужас какой-то. Гусар говорит гусару - сбавь обороты! Ну что это? у кого обороты, у коня? А когда пожилая раскольничья матушка в абсолютной глуши вдруг говорит: что здесь происходит? - это же ужас и кошмар. Хотя грамматически все правильно.
Обо всяких там одеть пальто я уже и не говорю, с частицами НЕ и НИ вообще катастрофа. Мало того, появился новый падеж - абсолютно дикий: в Россие! Я просто в ступор впадаю от этого Е.

Date: 2016-11-29 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
О том-то и речь.
Понятно, что в любой местности свои диалекты. Понятно, что речь культурного человека и пьяницы из глухой деревни отличается, как манеры обычного человека и подземного.
Но когда это все повылазило так, что другого уже не слышно и не видно, когда это повылазило так, что льется настоящая кровь и настоящие слезы, когда подземный мир угрожает всему на земле - то это так ненормально, так искривленно..., что любой рецидивист кажется милой душкой, в сравнении. :)

Date: 2016-11-29 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
наверное это закономерно... язык упадает, потому что мораль и психика искажены, мыслить всех отучили...
у древних греков было пять слов для понятия "любовь", и все разные. (и среди них нет слова для любви к партии 8))) )

Date: 2016-11-29 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Да, и слово "родина" тоже не было так опошлено, не было вот этого сращения родины и государства(часто неприятного и довольно хищного)

Date: 2016-11-29 10:03 pm (UTC)
fizzik: (Default)
From: [personal profile] fizzik
Надо так это падеж и назвать: дикий.
Дикий падёж нравов :)

Date: 2016-11-30 07:34 am (UTC)

Date: 2016-11-30 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] frustratio.livejournal.com
Это как использование слова "крайний" вместо "последний", в контексте "в последний раз, когда я летал на самолете..." Вся страна дружно стала летчиками и парашютистами.

Date: 2016-11-30 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
я вообще осторожно спрашивала "за кем я буду", чтобы не отхватить ни за последнего ни за крайнего... какое счастье, что очередей больше нет

Все это, конечно, вполне первобытные суеверия и симпатическая магия, но распространение именно тюремных выражений и обычаев отнюдь не радует. Хотя и понятно, кто вдохновитель "фенеботания"

Date: 2016-11-30 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
А я не знаю, как правильно.
А как правильно?

Date: 2016-11-30 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
по-моему, в очереди есть именно что первый, следующие и один последний. Крайних в очереди два 8)))

Date: 2016-11-30 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Логика понятна. И, если сказать "крайний" - это будет, типа, нелогично.
А если сказать "последний"?

Date: 2016-11-30 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
Суеверные и галантерейные могут обидеться, потому что мысленно продолжат: "ах ты, последняя ...."


Date: 2016-11-30 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Вот уж никогда бы не подумала!Надо же...

Date: 2016-11-29 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] luk-aa.livejournal.com
А еще до возникновения патрульной полиции так обращались к водителям гаишники, причем с этакой блатной растяжечкой - "Уважаааемый...На ютубе полно роликов.

И еще
Уважаемый/Пассажир — от «уважаемые пассажиры» — универсальное обращение к лицу мужского пола. Пример: «Ля, сышь, уважаемый!» («Простите, я не согласен с вами»))).
(http://lurkmore.to/_/15999#mws_/0fQvu1)

Date: 2016-11-29 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Вот-вот.
Обращения таких патрульных - из той же оперы.
В смысле - "любителей итальянской оперы"
(если вы юны и не поймете в чем каламбур, скажите, я расскажу))

Date: 2016-11-29 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Так хорошо написала! Это все в Крыму происходило?
Мне тоже такое обращение кажется выспренным просторечьем. Уж лучше "господа" или по-украински "панове".

Date: 2016-11-29 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Нет, не в Крыму.

Date: 2016-11-29 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
К сожалению, русское "господин" все-таки отличается от украинского "пан".
В глухом селе каком, вряд ли кто-то зовет местного жителя - "господин кузнец" или "госпожа ткачиха", или "господин Павел", в лучшем случае, уважение можно проявить обращением по отчеству. Но если отчество неизвестно и надо просто так, абстрактно обратиться? Как-то не звучит естественно, если кричать крестьянке, которая на огороде работает:"Ээээй, госпожа!"
А в украинском селе, это нормально. Возможно, и в русском было бы нормально, если бы, с течением общественной эволюции, границы между социальными кастами стерлись бы... Но - увы! - товарищи своими унылыми и бесполыми "товарищами"(которые часто были недругами или равнодушными) испортили всю эволюцию.

Date: 2016-11-29 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
да, украинское и польское "пан и пани" гораздо приятнее господина и не несет в себе унижения.

Date: 2016-11-29 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Это даже не унижение, а просто показатель принципиального общественного расслоения, когда уважение оказывается по социальному признаку.

Date: 2016-11-29 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Отсутутвие уважительного обращения в русском языке в какой-то степени отпределяет недостаток самоуважения и уважения к окружающим.
Что касается села, во Франции крестьянки испокон веку были мадам, в Финляндии роува, в Германии фрау и т.д. Только у нас- бабы и мужики, девки еще. А почитать классиков! Как только помещики не обзывали дворовых!

Date: 2016-11-29 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Да, дае известный человколюб Толстой - таков.

Date: 2016-11-30 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
в Одессе всегда обращались "мадам", и сейчас скорее скажут "вон та дама" чем "женшшшына".
Почему-то с мужчинами сложнее - "мосье" говорят редко, а мужчину любого возраста вежливо назовут "молодой человек".

Date: 2016-11-30 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Да, помню, меня первый раз назвали "мадам" в Одессе, на Привозе. :)
Мне было семнадцать лет, я оскорбилась и сказала, что я "Мадемуазель".
Торговка согласилась и потом еще несколько раз называла меня "мамзелью". :)

Date: 2016-11-30 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Меня вообще коробит от ""женшшшыны" или "мущщины". Такое бескультурие! Вот мадам мне нравится, а сударыня как-то искусственно звучит.

Date: 2016-11-29 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] call-me-doc.livejournal.com
Вроде языком владею и пользуюсь. Однако ж и крайний вместо последнего, и уважаемый с почтеннейшим, не минули мой повседневный вокабуляр. Возможно язык действительно меняется довольно быстро, в книгах 50-х годов еще употреблялось чорт и итти. Не вижу в том плохого, разве что побрюзжать по-стариковски о ранешном. 🙄😇

Док

Date: 2016-11-29 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
К сожалению, язык всего лишь один из признаков той эстетики о которой я говорила.:)
Edited Date: 2016-11-29 03:13 pm (UTC)

Date: 2016-11-29 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] call-me-doc.livejournal.com
Позвольте с Вами не согласиться, мисс. Эпоху блатняка перекрыл - с запасом и потерями - период понятий. Который сменился текущей фазой понтов. Каждый из периодов нес не только эстетику, но и понятийный (простите за тавтологию) аппарат. Изрядно отличающийся между собой. Долженствующее и табуированное. Иерархичность и принятый деловой оборот. Предположенный Вами откат к блатняку и фене той поры может носить только нарочитый, не органичный характер. Но вот по некоторым признакам есть некая народная ностальгия на ответить за базар, что скорее относится к периоду понятий 90-х.

Док

Date: 2016-11-29 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Не совсем поняла, что вы имели в виду. :)
Но, думаю, и вы меня не совсем поняли.
Так вот, я имела в виду(ну, мораль такая)), что подземный(хороший английский термин underworld) мир, которому свойственная особая эстетика, в том числе и речевая, вылез наружу, более того, пересел в кабинеты и стал под софиты и мир, и, из подземного мира стал основным.

Date: 2016-11-29 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] call-me-doc.livejournal.com
Ыыы, ну ёпрст! Кароч, или я не вкуриваю, или андеграунд поднимается наверх в каждом этапе смены формации, эволюционном или революционном. И постепенно становится казенным и формальным. А под ним назревает новый андеграунд и всякий прочий гранж. Диалектика, матьея! А стилизация современной речи под прошлые эпохи является или признаком эскейпизма, или активным подчеркиванием неких уже считающихся традиционными канонов. Например помянутое выше "ответ за базар", коего ныне категорически не хватает.

Док
Edited Date: 2016-11-29 05:10 pm (UTC)

Profile

lena_lena: (Default)
lena_lena

February 2020

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526 272829

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 17th, 2025 08:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios