lena_lena: (Default)
[personal profile] lena_lena
Вероятно пикантная гинекологическая тема в прошлом посте отвлекла от той главной мысли, которую я хотела выразить:
Отсутствие автоматического, инстинктивного взаимоуважения приводит к насилию над слабыми и беззащитными.
Мысль эта не нова и весьма банальна. Как и все прочее, что написано ниже, просто хотелось бы разъяснить.


Если общество считает насилие приемлемым, то оно обесценится и станет обычными житейскими неприятными историями, человек уже даже не понимает, что он жертва, соответственно сам может быть абьюзером или допускать насилие, не считая его чем-то особенным.
Вот эта злосчастная санитарка со шваброй, которая пинает роженицу, чтобы та в родзал поторопилась, она же не со зла все это делает, более того - хочет, чтоб та родила уже поскорее и проводит влажную уборку для лучших санитарных условий.
Но орет на человека в беспомощном положении, потому, что так привыкла. Потому что так принято. Потому, что на нее орет начальник. Потому, что она не может в своем доме прописать внучку. Потому, что внучка без прописки не может найти работу. А муж-инвалид не может спуститься с пятого этажа, а когда они с подмогой его спустили, то его коляска по дворе ехать не может - ямы... Потому, что раскулачили всю ее семью, а она в пионерах была, поэтому ее в детдом забрали, спасли... А потом приходит эта родильница домой, орет на старшего ребенка, пилит и обесценивает своего супруга, одновременно прощая его алкоголизм и побои... Вот эта сфера взаимного абьюзинга, она замкнута, состоит из цепочек, где тот, кто сильнее(партия, начальник, милиция, вахтер, санитарка, учительница, муж, теща...), тот и может позволить в отношении более слабого моральное или физическое давление...
Все люди устроены одинаково, но социально-исторические условия, в которых эти люди находятся, по разному формируют их отношение к другу. Первопричиной, вот таких, неуважительных и, прямо скажем, грубых отношений между людьми на постсоветском пространстве, является то, что люди на протяжении длительного времени не принадлежали сами себе и не принимали всей ответственности за себя на себя.
Во времена феодализма, когда социальная структура общества представляла собой пирамиду, то такие отношения были свойственны всем культурам. Субъект обладает всеми правами на объект, объект же является субъектом для более низкого объекта(король на барона, барон на крестьянина, муж на жену, священник на паству и так далее). Но с развитием общества, пирамида рассыпалась, превратилась в социальные связи, которые не функционируют успешно без обыкновенного бытового взаимоуважения.
Мне понравилось, как мне сказали в комментариях про обычный быт:
"Наверное многое начинается именно с отношения людей друг к другу.
С дверей (где автоматов нет), когда не важно, мужчина или женщина, на той же почте. Т.е., если кто-то несёт коробку или несколько даже, то кто-то впереди всегда откроет и придержит дверь. С верхней полки в магазине, куда непременно кладут нужные мне йогурты. Кто-то повыше всегда достанет, если попросить. С, казалось бы, неважных мелочей. С того, что рядом с тобой тоже люди."
В местностях, в которых феодализм с крепостным правом был дольше, а условия среды суровей, пирамида по-прежнему работала - человек по-прежнему полностью зависел от государства, от его представителей, от любого, кто на ступеньку выше... Когда отношения "люди" нет, а есть отношения "холоп-барин"
И санитарка со шваброй орет именно поэтому, чтобы, не смотря на советское вранье про социальное равенство, почувствовать себя барыней по отношению к беспомощной женщине... Как вахтер не пускает и хамит... Когда врач называет на "ты", даже если моложе по возрасту.. Да мало ли чего, обыкновенного, к сожалению так часто случающегося в нашей жизни.
Стоит разрушить пирамиду! Стоит уважать друг друга, даже слабых, неудачливых и зависимых.
Иначе каждый из нас может лечь костьми в ее основании



...как и обещала - одни банальности. Но почему-то захотелось их повторить.
В следующий раз расскажу про истории у стоматолога. Мой личный опыт, чтобы не было никаких недоразумений.
Ну, а потом - пишу только о погоде и природе. Или о литературе.

Date: 2016-05-26 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] zwalnia.livejournal.com
> Вот эта злосчастная санитарка со шваброй, которая пинает роженицу, чтобы та в родзал поторопилась, она же не со зла все это делает, более того - хочет, чтоб та родила уже поскорее и проводит влажную уборку для лучших санитарных условий.
Но орет на человека в беспомощном положении, потому, что так привыкла. Потому что так принято.

ИМХО, у такого поведения не может быть оправданий, не может быть "потому, что..".
Ничего не принято, кто-то может оставаться человеком при одинаковых исходниках, кто-то нет. Степень черствости. Но не потому, что "не со зла". Со зла.
Иначе можно докатиться и до "бьет значит любит".

Date: 2016-05-27 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Думаю, эта гипотетическая санитарка так думает и про своего мужа, который бьет ее и про своих детей, которых порет она.
Насколько это искренне или просто по привычке - тут и опытный психоаналитик раздуплит не сразу.

Date: 2016-05-27 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] zwalnia.livejournal.com
у меня в окружении примеры подобные были.
черствость это.

Date: 2016-05-27 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
и, как вы думаете, это результут чего? Или это врожденное?

Date: 2016-05-26 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] studenetc.livejournal.com
В союзе считали и считают такое неуважение нормой. Потом возвращаешься через несколько лет жизни в другом обществе и шок. Возмущаешься - поддержки не услышишь. "Мы так живем".

Date: 2016-05-27 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Да, у меня культурный шок возникает после любой поездки. Тут, где мы сейчас, кстати, получше.

Date: 2016-05-26 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] umklaidet.livejournal.com
всё так.. (((

Date: 2016-05-27 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
и, к сожалению, уважительное отношение считается слабостью, а вежливость -симптомом лоховства.

Date: 2016-05-27 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] umklaidet.livejournal.com
и сразу вспоминается начало девяностых почему-то.. возвращающееся

Date: 2016-05-27 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Это происходит тогда, когда впереди будущее, твоя жизнь, на которое никак, при всем желании и при всем старании, не можешь повлиять лично. Поэтому влияешь на кого можешь, как правило негативно, как правило на от тебя зависимых.

Date: 2016-05-27 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] umklaidet.livejournal.com
именно, иллюзия контроля...

Date: 2016-05-27 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Наверное, это естественная человеческая реакция, древняя и первобытная.
Но нормальное общество регулирует ее. А не совсем нормальное пользуется этими первобытными инстинктами, чтобы контролировать своих членов.

Date: 2016-05-26 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] proben.livejournal.com
Про стоматолога не забудьте вспомнить, что наркоз детям не полагался.

Date: 2016-05-27 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Ох! Когда мне было лет 10, мама послала меня одну к стоматологу. Она сверлила и сверлила. Я дергалась и ёрзала. Она сказала "Будешь дергаться, я тебя насквозь просверлю".
Вот как можно ребенку такое сказать?

Date: 2016-05-27 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
А ведь вот эта женщина, она же помочь хотела, от кариеса избавить... А пробила дыру, куда худшую.
Edited Date: 2016-05-27 10:37 am (UTC)

Date: 2016-05-27 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Я это все время помню.

Date: 2016-05-27 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Про стоматолога отдельно напишу.:)
Там тоже на сценарий для фильма ужасов сойдет.

Date: 2016-05-27 01:51 am (UTC)
From: [identity profile] magnoliasteel.livejournal.com
Многое, что изнутри кажется привычным, снаружи устрашает. Живущие внутри как правило обижаются.

Date: 2016-05-27 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Да. Но и снаружи сложно понять масштаб. Нужен все время свежий материал для сравнения.:)

Date: 2016-05-27 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Часто об этом думаю.
Все начинается не с отношения людей друг к другу, а к отношению человека самого к себе.
Если с детства унижали, то и уважительного отношения к себе не будет. Не каждый способен "выдавить из себя раба".

Date: 2016-05-27 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Очень мало кто.

Люди и люди.

Date: 2016-05-27 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] ulrith сослался на вашу запись в своей записи «Люди и люди. (http://ulrith.livejournal.com/1464183.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Люди и люди. [...]

Date: 2016-05-27 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] genni-xo.livejournal.com

Как с языка сняли :-)
Смотрю я на окружающих и диву даюсь. Ведь все взаимосвязано, грубость порождает грубость. А уважение должно быть взаимным и вневозрастным.


Например, старики требуют к себе уважения из-за возраста. Но при этом им обязательно нужно ехать в час пик, хотя чаще всего это можно перенести хоть на часик позже. Или вот в Одессе общественный транспорт чаще всего без кондуктора и выход с оплатой на переднюю дверь, пенсионеры же могут осуществлять посадку и высадку через любую дверь - но им надо именно через переднюю.
Врачи, санитарки, медсестры позволяют говорить с пациентами свысока, считая поголовно всех недоразвитыми. Да, есть частные клиники и лаборатории, там другой подход, но уважительное отношение должно быть не зависимо от форм собственности.
Мамы срываются на детях. Эти же дети потом орут на других детей и на своих же родителей.


И примеров миллион. И как мало людей, которые меняют свое поведение в лучшую сторону.

Date: 2016-05-27 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
миллион примеров. А изменить можно одним способом - развивать горизонтальные партнерские отношения, когда человек максимально независим.
Например, если нет безработицы, то ни работник не будет терпеть крики начальника, ни начальник кричать, потому, что потеряет работника. Если пациент выбирает медицинское учреждение, а зарплата санитарки зависит от того, насколько это учреждение популярно и так далее...
Слышала версию, что вся вот эта европейская культура появилась после эпидемии чумы, когда все работники умерли и землевладельцы должны уже бы дорожить оставшимися.

Date: 2016-05-27 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] elfi232005.livejournal.com
<Слышала версию, что вся вот эта европейская культура появилась после эпидемии чумы, когда все работники умерли и землевладельцы должны уже бы дорожить оставшимися.>

Как интересно! Я задумывалась об этом, но такая мысль мне в голову не приходила.
Кстати, может, сыграло роль массовое уничтожение женщин в средние века - предсказуемым результатом могло быть падение рождаемости, как следствие - уменьшение количества населения, т.е. работников/работниц и солдат. И люди приобрели ценность. Хотя до прав человека оставалось еще лет 600...

Date: 2016-05-27 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
Да, наверное и это тоже. Прежде, чем человеческой жизни стать ценностью в моральном смысле, она стала просто физической ценностью.

Date: 2016-05-27 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] elfi232005.livejournal.com
<Когда отношения "люди" нет, а есть отношения "холоп-барин">

Именно.
И сейчас это явление имеет место, просто полюса сменились: очень часто можно наблюдать как уже потребитель вытирает ноги о персонал. "Яжимденьгиплачу!", "она не человек, она официантка", "вы мне тут должны ноги целовать, я клиент!"

Date: 2016-05-27 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] algalagan.livejournal.com
да, так. Это замкнутая цепь.

Profile

lena_lena: (Default)
lena_lena

June 2017

S M T W T F S
    123
4 56 78910
11 121314151617
18 19 2021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 26th, 2017 05:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios